Сообщение
Архангельская область в годы Великой Отечественной войны
Ратный подвиг северян
Многое на просторах России напоминает о ратных свершениях жителей области. Именем командира полка коношанина Николая Мамонова назван самый западный российский город в Калининградской области. Имена прославленных воинских подразделений и наших земляков увековечены в названиях улиц Архангельска и районных центров, школ, морских и речных судов. Своеобразным памятником землякам, погибшим в годы войны, умершим от ран в госпиталях, пропавшим без вести, является многотомная «Книга Памяти», вышедшая в свет в дни 50-летия Победы.
Победа ковалась в тылу
Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности освоили выпуск пороховой целлюлозы, специальных сортов бумаги. Отрасль дала стране и фронту свыше 124 тысяч тонн целлюлозы, 25 тыс. тонн бумаги. Судоремонтные предприятия Архангельска и Молотовска производили переоборудование гражданских судов для военных целей, ремонтировали боевые корабли и подводные лодки. Коллектив судоремонтников «Красной Кузницы» освоил выпуск минометов, мин, гранат, пулеметных станков. Он выпустил 213 аэросаней, около 80 тысяч корпусов мин, много другой продукции. Война круто изменила жизнь северной деревни. Тысячи колхозников ушли на защиту Родины. Их заменили женщины и подростки, которые делали все, чтобы вспахать поля, вовремя убрать урожай, дать фронту больше мяса, масла, зерна. Всей области были известны в то время имена Шенкурской трактористки А. Ревиной, холмогорских доярок А. Коробовой, П. Яковлевой и многих других. За военные годы труженики села сдали государству около 90 тысяч тонн зерна, 180 тысяч тонн картофеля, более 27 тысяч тонн мяса, свыше 180 тысяч тонн молока. Оленеводы Ненецкого округа направили на Карельский фронт свыше 4000 оленей для перевозки военных грузов и раненых бойцов. Яркую страницу в летопись войны вписали работники Архангельского морского порта. В первые дни войны порт получил ответственное задание организовать прием и переработку стратегических грузов, поставлявшихся по ленд-лизу из США и Англии. В кратчайшие сроки была сооружена железнодорожная линия Левый берег — порт Экономия, установлены портальные краны, произведены дноуглубительные работы. В зимнее время перевозка вагонов осуществлялась по железнодорожному пути, проложенному по льду Северной Двины. Для координации действий транспортного флота, проводки судов с грузами в Архангельск прибыл уполномоченный Государственного Комитета Обороны И.Д. Папанин. За время войны портовики приняли и своевременно обработали 332 транспорта, которые доставили около двух миллионов тонн груза. Из Архангельска и Молотовска на фронт ушли 2312 самолетов, 3428 танков, 819 бронемашин, много орудий и другой техники. Бригады стивидоров, возглавляемые Н.Д. Кузнецовым, М.А. Колотовым, С.А. Яниным, К.А. Урпиным, валясь с ног от усталости, не уходили домой до полной выгрузки судов. Родина высоко оценила труд портовиков. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 года 296 человек были награждены орденами и медалями. Навсегда останутся в истории области отважные действия северных моряков. С первого дня войны торговый флот перестроился на работу по-военному. Он пополнился десятками транспортных и рыболовных судов, переведенных в Архангельск из Мурманска, находившегося в зоне активной деятельности вражеской авиации. На службу во флот были призваны лучшие моряки, имевшие опыт работы в Заполярье: Герои Советского Союза М.П. Белоусов и К.С. Бадигин, а также Н.П. Аннин, И.Ф. Котцов, П.А. Пономарев, Н.И. Хромцов и другие. Перевозка рабочих на строительство оборонных укреплений в Карелии, переброска воинских частей, доставка норильского и печорского угля, никелевой руды, эвакуация из фронтовой полосы населения и оборудования, участие в экспортно-импортных операциях -таков далеко не полный перечень тех новых заданий, которые легли на плечи моряков Севера. Каждое из них было связанно риском для жизни, каждое требовало выдержки и смелости. И на каждом из них экипажи выкладывались до конца. Неувядаемой славой овеяны подвиги команд ледокола «Ленин» и парохода «Александр Сибиряков», вступившего в неравную схватку с фашистским тяжелым крейсером «Адмирал Шеер», сторожевых кораблей «Бриллиант», «Пассат», «Туман», погибших, но не спустивших флага перед врагом. Почти 23 миллиона тонн грузов перевез флот Северного речного пароходства. Десятки его работников удостоены орденов и медалей. Среди них — капитаны А.А Щукин, МЛ. Брюхов, В.А. Распопов и многие другие. 600 тысяч центнеров рыбы, столь необходимой фронту и тылу, добыл за военную путину траловый флот. Достойный вклад в дело Победы над врагом внесли отважные моряки Краснознаменного Северного флота и Беломорской военной флотилии. Моряки-североморцы уничтожили около 260 боевых и транспортных кораблей врага, 1300 самолетов, обеспечили проводку более 4000 транспортов. Вместе с 14-й армией Карельского фронта Северный флот остановил немецких захватчиков на Кольском полуострове. В октябре 1944 года, перейдя в решительное наступление, армия и флот наголову разгромили отборные немецкие дивизии и освободили от оккупантов Северную Норвегию. Бок о бок с рабочими, служащими, тружениками полей в трудные годы работала интеллигенция области. Ученые, преподаватели, учителя, врачи, работники культуры и искусства оказывали большую помощь фронту, готовили кадры специалистов, участвовали в обучении и воспитании подрастающего поколения, вдохновляли людей на труд и ратные подвиги. Трудные проблемы пришлось решать работникам здравоохранения. Архангельск стал в военное время тыловой госпитальной базой Карельского фронта. Под госпитали были отданы лучшие здания, в первую очередь для них приспосабливались новые типовые здания школ Архангельска, Котласа, Няндомы, Молотовска. К концу первого года войны в области действовал 31 госпиталь на 14 280 коек. Начальниками госпиталей, старшими хирургами в госпиталях работали многие выпускники Архангельского медицинского института. Умелыми организаторами госпитальной службы, врачами проявили себя в те годы Г.Д. Орлов, СИ. Елизаровский, В.А. Казьмин, Н.В. Михеев, десятки других врачей, медицинских сестер. Одним из проявлений заботы о раненых явилось донорство, ставшее в годы войны массовым. Много жизней спасли доноры К.П. Негодяева, А.В. Железнова, А.С. Сергеева и многие другие, давшие кровь более 30 раз. В области было свыше 17 тысяч доноров, около 500 из них удостоены нагрудного знака «Почетный донор СССР». А разве менее важен в ту пору труд школьных учителей? Имена многих сподвижников народного образования навсегда остались в памяти людей. Добрый след оставили заслуженные учителя школы РСФСР А.А. Власова, А.П. Аксель — директор 37-й школы г. Архангельска, Т.П. Мальцева из Вельска, Ф.В. Семаков из с. Ровдино и многие другие.
В самые тяжелые годы северяне делились с фронтовиками последним
Во всех уголках области происходил сбор средств на танковые колонны «Архангельский колхозник» и «Молодой колхозник Архангельской области», на боевые самолеты «Трудящийся Архангельской области» и «Комсомол Архангельска». Северяне передали на эти цели около 170 млн. рублей деньгами и облигациями государственных займов. В майские дни 1943 года на одном из аэродромов И.Д. Папанин передал военным летчикам 30 самолетов, на фюзеляжах которых поблескивали надписи «Советский полярник». Отказывая себе в самом необходимом, архангелогородцы помогали восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. В 1944 — 1945 гг. из области было направлено 16 тысяч голов продуктивного скота и тысячи тонн семян. Из ресурсов МТС для Ленинградской и Новгородской областей выделили 50 тракторов. Во многих районах области были размещены эвакуированные из прифронтовой полосы — почти 80 тысяч человек. Ко всем прочим бедам для жителей Архангельска добавилась еще одна: начиная с осени 1942 года фашистская авиация стала совершать налеты на Архангельск. Только в августе — сентябре того года на город было, совершено семь налетов немецкой авиации, в которых участвовало до 140 самолетов. Они сбросили на город более 100 фугасных, 300 осветительных и более 20 тысяч зажигательных авиабомб. В результате налетов и бомбежек сгорели около 100 жилых домов. канатная и трикотажная фабрики, серьезно пострадал лесотехнический институт, погибли 148 и получили ранения 126 человек. Однако жители спасли свой город. Смело отражали воздушные нападения врага летчики Северного флота, зенитчики гарнизона и артиллерийские расчеты Беломорской военной флотилии. Во время налета в августе и сентябре 1942 года четыре «юнкерса» были сбиты. В .. воздушных боях отличились майор А.В. Жатоков, лейтетанты B.C. Стрельцов, А.Н. Матвеенко, младший лейтенант Н. Костиков. Один из сбитых самолетов долгое время стоял на площади у Архангельского драматического театра. Замысел фашистов сжечь город, помешать работе порта и промышленных предприятий областного центра потерпел крах. Большой масштаб работ, связанных с помощью фронту, потребовал немало организаторских способностей и полной самоотдачи со стороны руководителей области. В этом плане заслуживают доброй памяти уполномоченный Государственного Комитета Обороны И.Д. Папанин, председатель Архангельского городского комитета обороны Г.П. Огородников, председатель облисполкома А.Г. Федоров, начальник Северного морского пароходства Н.В. Новиков и многие другие. Заслуги северян и достижений Победы над врагом видны по их наградам. Десятки рабочих, колхозников, представителей интеллигенции области награждены орденами и медалями. Почти 140 тысяч жителей области удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» Отмечая героизм и отвагу воинов и тружеников тыла при защите Севера, Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За оборону Советского Заполярья». Из 340 тысяч воинов Карельского фронта, Северного флота, тружеников тыла, награжденных этой медалью, 11 тысяч — трудящиеся нашей области. Многим промышленным предприятиям области вручались высокие награды -переходящие знамена Государственного Комитета Обороны. В числе награжденных были коллективы Архангельского и Соломбальского целлюлозно-бумажных комбинатов, морского и речного пароходств, завода «Красная Кузница» и ряда других.
Это нужно не мертвым, это надо живым
|