Перед походом на собеседование подготовьте все необходимые документы, лучше, если документы будут находиться в специальной папке, так вы их не помнете, не испачкаете и принесете на стол руководителю в приемлемом виде.
При себе необходимо иметь следующие документы:
- паспорт;
- трудовую книжку или ее ксерокопию;
- аттестаты, дипломы об образовании;
- свидетельства о прохождении курсов;
- рекомендательные письма и перечень фамилий и телефонов рекомендующих вас людей, предварительно согласовав это с ними;
- 2-3 копии резюме, на случай, если в собеседовании будет принимать участие несколько человек.
Перед собеседованием продумайте, как Вы будете одеты. Внешний вид и манера держаться имеют очень большое значение и практически определяют первое впечатление. Если Вы идете на собеседование выбирайте консервативно-деловую форму одежды. Вы должны выглядеть опрятно и аккуратно. Приходите на 15 минут раньше назначенного времени. Этим вы покажете, что уважаете проводящего собеседование и цените его время. Следите за своей осанкой, стремитесь смотреть в глаза. Не забудьте, заканчивая беседу, договориться о том, когда и как Вы узнаете о результатах, и поблагодарить интервьюера.
Несколько правил:
- Приветствуя представителя компании, не подавайте руки первым.
- Не садитесь, пока Вам не предложат этого сделать.
- Держите зрительный контакт.
- Внимательно слушайте, следуйте тому направлению беседы, которое задаст интервьюер.
- Прежде чем отвечать на вопрос, постарайтесь понять, зачем он задан, как в ответе подчеркнуть свои сильные стороны и о чем говорить не следует.
- Отвечайте по существу, избегайте многословия.
- При обсуждении предыдущих мест работы не критикуйте Вашего бывшего начальника и коллег.
- Не начинайте обсуждения Ваших личных или финансовых проблем, если Вас об этом специально не спросят.
- Вы можете назвать зарплату, которая Вас удовлетворит, но не раньше, чем Вас об этом спросят.
- Заканчивая интервью, поблагодарите собеседника за внимание.
Возможные причины отказа в приеме на работу:
- опоздание на интервью;
- вялое рукопожатие;
- жалкий внешний вид, неряшливость;
- нежелание смотреть в глаза;
- неумение изъясняться, слабый голос, плохая дикция, неграмотная речь;
- манеры всезнайки;
- отсутствие интереса и энтузиазма;
- недостаточная живость;
- недостаточная уравновешенность;
- недостаток искренности;
- неопределенность ответов на вопросы, уклончивость;
- недостаточное умение ориентироваться в обществе;
- нерешительность, несамостоятельность;
- отсутствие четких целей и задач.
Телефонный этикет
- Не следует звонить в самом начале и самом конце рабочего дня, ждать ответа более 4-6 гудков.
- Поздоровайтесь и назовите себя.
- Не начинайте разговор с некорректных вопросов «кто у телефона?», «кто это?», «кто говорит?».
- Следует уточнить, с кем вы можете говорить по вопросу трудоустройства.
- Разговор должен быть кратким и содержательным, стандарт телефонного разговора 3-4 минуты.
- Выясните у собеседника, возможен ли разговор сейчас?
- Не спешите, незнакомую информацию при телефонном разговоре Ваш собеседник усваивает медленнее.
- Заканчивать разговор должен тот абонент, который звонил.
- При любом исходе телефонного разговора вежливое прощание и слова благодарности за беседу помогут оставить о Вас благоприятное впечатление.
- Употребляйте безличные обращения «Извините, можно с Вами поговорить по вопросу…», «Я хочу у Вас спросить…».
- Разговаривая по телефону, помните, что собеседник Вас не видит и для создания благоприятного о Вас впечатления важны правильность и вежливость речи, приятность интонаций.
- В начале разговора не торопитесь излагать суть дела, а старайтесь установить контакт.
- Голосу необходима разминка. Если Вы долго молчали, произносите вслух несколько фраз или выпейте горячего чая.
-
Обязательно держите рядом с телефоном ручку и бумагу. Возможно, потребуется сделать записи во время разговора.
-
Грамотный разговор по телефону с потенциальным работодателем часто завершается приглашением на личную встречу.
Деловой этикет
Как известно, у человека не бывает второго шанса произвести первое впечатление. На экзамене важно то, что вы говорите, а на собеседовании - как вы говорите.
- в одежде придерживайтесь делового стиля.
- заранее приведите в порядок свою одежду и обувь, она многое говорит о своем хозяине.
- перед выходом посмотрите на себя в зеркало и задайте вопрос: «Какое впечатление я произведу своим внешним видом на работодателя? Соответствует ли мой облик моей будущей работе?»
- человек может быть одет достаточно скоромно, но держаться с достоинством и уверенно.
- придите на собеседование немного раньше, приведите себя в порядок, оглядитесь.
- прежде чем зайти в кабинет руководителя, попросите у секретаря разрешения снять верхнюю одежду.
- при входе в служебное помещение не следует стучать в дверь. Просто откройте нужную дверь, осмотритесь и выберите, к кому обратиться.
- не садитесь, пока собеседник не предложит Вам сесть.
- своей позой мы формируем впечатление о себе. Поза должна быть достаточно открытой. Старайтесь повернуться к интервьюеру так, чтобы у него не возникло ощущения отстраненности.
- Отложите сумку, освободив руку. Свободные руки могут пригодиться, когда Вы начнете рассказывать и убеждать.
- важно смотреть на собеседника, когда Вы говорите. Наблюдая за выражением лица, позой и движением слушающего человека, Вам проще понять, как он воспринимает ваши слова.
- необходимо говорить в естественном темпе, не слишком тихо (впечатление неуверенности в себе) и не слишком громко (вызывает раздражение). Улыбайтесь. Работодатель скорее пригласит на работу благополучного победителя, а не того, кто говорит со скучным и напряженным выражением лица. Но все в меру!
Будьте правдивы: работодатели проверяли, проверяют и будут проверять информацию, предоставленную соискателем.
Советы напоследок
- Работодатель стремится нанимать победителей: преподнесите себя как подарок для фирмы.
- Сегодня компании нуждаются в новых подчиненных, не слепо выполняющих приказы, а прикладывающих максимум усилий для развития компании.
- Стремясь минимизировать расходы, компании нанимают новых сотрудников, пытаясь совместить на одной позиции функционал нескольких должностей. Подчас секретарь становится и кадровиком, и менеджером по персоналу, и курьером, и бухгалтером.
- Важно как можно конкретнее составлять резюме, не посылать один шаблон в разные агентства и предприятия, а для каждой вакансии составить отдельное резюме (если претендуете на несколько должностей). Очень ценна обратная связь, почаще напоминайте о себе.
- Желательно окончить курсы повышения квалификации или даже освоить смежную специальность. Переобучение можно получить бесплатно, зарегистрировавшись в центре занятости населения.
- Принимайте решение самостоятельно, а не навязанное извне. Вам следует проявлять инициативу, ориентироваться на успех, принимать компромиссные решения между своими желаниями и возможностями.
- Не тяните с поиском работы, а проявляйте активность. Надо и в кризис проявлять настойчивость. -Настройтесь на то, что Вы можете получить десятки отказов. При правильном настрое очередной отказ не будет выбивать Вас из колеи. В конце концов, Вы добьетесь успеха!
- Не отчаивайтесь, если в чем-то потерпели неудачу; наблюдайте за собой, анализируйте и делайте выводы.
- Хорошую работу имеет тот, кто способен ее упорно искать. Ежедневно публикуются несколько тысяч предложений работы. Даже в условиях кризиса есть возможность получить хорошую должность.
- На время можно сменить специальность или пойти на непопулярную работу. Здесь можно переждать кризис, но правда, есть риск за год-два потерять часть полученных по специальности знаний.
- Оценивайте себя адекватно, не завышайте требования к заработной плате, повышайте профессиональные навыки.
- Вкладывайтесь в свою карьеру, как в долгосрочный проект, который окупится лет через десять.
- Никто Вам ничего не должен, в том числе и работу, за получение которой надо бороться.